Каждый месяц мы публикуем топ-программ за предыдущий месяц по рейтингу. В этот раз мы решили дополнить его ответами на самые распространенные вопросы от вас. Возможно, они помогут вам лучше понять работу телеканала.
Кто измеряет рейтинги программ?
Измерение телевизионных рейтингов осуществляется независимой компанией Mediascope, которая получила государственную аккредитацию на проведение телеизмерений в России. В измерении участвуют все города России с населением более 100 тыс. человек. Данные Mediascope покупают не только телеканалы, но и все без исключения рекламные агентства и рекламодатели, именно на эти данные ориентируются рекламодатели, размещая рекламу на телевидении, а телеканалы – продавая рекламное время в своих программах.
Как измеряют рейтинги?
Измерение происходит с помощью специальных приборов – пиплметров, установленных в квартирах 5400 семей по всей России. Пиплметр подключается к телевизору и собирает информацию о том, какой канал в какое время был включен. Члены семьи, садясь смотреть телевизор, с помощью специального пульта отмечают, кто именно смотрит его в данный момент. Затем данные накладываются на программу передач телеканалов и мы получаем точную оценку аудитории конкретного эфирного события – программы или рекламного ролика.
То есть, если у меня нет пиплметра, мой просмотр никак не учитывается? Как по данным нескольких тысяч семей можно делать выводы о всей стране?
Данные людей, у которых дома компания Mediascope не устанавливала пиплметры, в измерение действительно не попадают. Но сам принцип измерения аудитории ТВ, как и всех прочих социологических исследований, заключается в том, что для того, чтобы измерить какую-то характеристику, нет необходимости опросить все население страны. Давайте представим себе такую ситуацию: когда здоровье человека проверяют по анализу крови, у него берут не всю кровь, а только несколько капель. Так же происходит в телеизмерении: для анализа берут лишь несколько тысяч семей, и этого оказывается достаточно.
Данные, собранные с пиплметров 5400 семей, проецируются на всю Россию. Это возможно потому, что демографические характеристики этих людей в точности совпадают со средними демографическими показателями населения страны. Семьи, участвующие в измерении, представляют собой «Россию в миниатюре». Специалисты Mediascope постоянно следят за тем, чтобы в измерении процент людей определенного пола, возраста и социального статуса был такой же, как в населении в целом. Поэтому выборка является репрезентативной и отражает те же формы и тенденции телесмотрения, что и все население..
Кто именно участвует в измерении? Как люди попадают в измерение?
Семьи отбираются для участия в исследовании случайным образом, с учетом демографических характеристик их членов. В измерении не участвуют люди, работающие в сфере ТВ и рекламы, что исключает их личную заинтересованность в тех или иных рейтингах. За участие в исследовании семьи получают небольшой подарок, но в основном участвуют просто ради интереса. Личности участников строго засекречены, и телеканалы никак не могут на них повлиять. Таким образом процедура подсчета рейтингов абсолютно независима.
Могу ли я стать участником исследования?
Главный принцип формирования выборки социологического исследования – случайность и равная вероятность для каждого представителя генеральной совокупности (в нашем случае это население старше 4 лет, проживающее в городах с численностью населения 100000+) попасть в выборку. Поэтому – если Вам больше 4 лет и Вы проживаете в городе с населением более 100 тысяч человек – Вы можете стать участником исследования с той же вероятностью, что и любой другой представитель генеральной совокупности.
Я зашел(зашла) на сайт Mediascope и посмотрела там рейтинги любимых программ. Почему рейтинги, которые публикует канал Ю, отличаются от них?
Для анализа телерейтингов очень важна целевая аудитория канала, которая у каждого телеканала своя. Есть каналы для молодежи, есть семейные телеканалы, есть каналы, которые ориентируются только на женщин, или только на мужчин. Чтобы возможно было сравнить показатели разных телеканалов, на сайте Mediascope все рейтинги показаны по общей аудитории «все население старше 4 лет». Но канал Ю ориентируется на предпочтения женской аудитории в возрасте от 14 до 44 лет. Рейтинги с сайта Mediascope, учитывающие и мужчин, и женщин всех возрастов, часто отличаются от вкусов целевой аудитории канала Ю, и поэтому по ним нельзя судить об успешности программ.
Что такое рейтинг? Как его считают?
Рейтинг - это средний процент людей в целевой группе, которые смотрели программу на протяжении всего периода ее длительности. Процент считается от всего населения в этой целевой группе. Это математическая функция, включающая в себя охват программы и время просмотра. Охват – это общее число людей, которые включили программу хотя бы на минуту. Время просмотра – это среднее время, которые люди, включившие программу, провели за ее просмотром.
Помимо рейтинга часто используют понятие «доля программы». Что это?
Доля - это то же, что и рейтинг, только процент считается не от всего населения страны, а только от тех, кто смотрит телевизор в момент выхода программы. С помощью доли можно сравнивать интерес зрителей к программам, идущим в разное время дня. Кроме того, доля аудитории отражает, насколько лучше или хуже идет программа в сравнении с другими программами, которые выходят в это же время на разных каналах.
У программы низкий рейтинг, потому что она идет рано утром в неудобное время!
Отчасти это так. Ведь рейтинг зависит и от успешности программы у зрителей, и от времени выхода программы. Рано утром у телеэкранов находится меньше людей, чем вечером после работы. Соответственно, у одной и той же программы утром рейтинг может быть ниже, чем вечером, тк рано утром все еще спят, а вечером больше зрителей проводит время у экрана. Но для этого и используется доля программы. Доля никак не зависит от времени дня, потому что ее процент вычисляется только от людей, смотрящих телевизор в данный момент. При анализе популярности программы канал никогда не полагается только на рейтинг, учитывается еще и доля. Поэтому программу, у которой большая доля, не снимут с эфира, даже если она идет утром с небольшим рейтингом.
А вот и сам рейтинг за май 2017
1 | Клон | 0,70 |
2 | Папа попал | 0,48 |
3 | Обмен женами | 0,44 |
4 | Моя вторая мама | 0,32 |
5 | Уловки ресторанов | 0,29 |
6 | Научи жену рулить | 0,29 |
7 | Спасите моего ребенка | 0,27 |
8 | Помешанные на чистоте | 0,27 |
9 | Диета для бюджета | 0,19 |
10 | Уловки магазинов | 0,18 |