Во время пандемии болеют не только люди, но и малый бизнес. Мы хотим поддержать малых предпринимателей и устроили социальную акцию #ВыбираюМестное, в рамках которой они расскажут о своей жизни и бизнесе во время пандемии.
Сегодня наша героиня ― Мария, основательница школы сценаристики игр и нарративного дизайна «Нарраторика».
Сайт:
http://narratorika.com
VK:
vk.com/narratorika
Мария Кочакова, 31 год. Основательница и руководительница школы сценаристики игр и нарративного дизайна «Нарраторика». По образованию филолог.
О «Нарраторике»
Каким был ваш путь в игровой индустрии?
В индустрии работаю с 2011 года. 2 года в Mail.Ru в Питере, чуть меньше года в Москве. Помимо этого в Social Quantum и Tesla Games. Также подрабатывала сценаристом и нарративным дизайнером на множестве разных проектов, как фрилансер. В 2015 году выпустила авторскую игру Message Quest на Steam, позже на iOS и Android. В 2016 году открыла онлайн-школу «Нарраторика», где преподаю игровую сценаристику и нарративный дизайн.
(Нарративный дизайнер ответственен за повествование (narrative) игры, которое он воплощает при помощи текста, изображений, звука и геймплея ― прим. ред.)
Перейти со сценарной работы на преподавание я решила после релиза своей игры. Я сильно выгорела, занимаясь разработкой, и смена деятельности была для меня глотком свежего воздуха. На тот момент никакого предложения по преподаванию на рынке еще не было, поэтому я просто открыла собственные курсы.
Как появилась идея? И почему именно «Нарраторика»? Это весьма непривычное для большинства людей слово.
Идея появилась еще в 2014 году, после того, как я ушла из Mail.Ru и стала работать на себя на удаленке. Летом 2014 мы с мужем сделали лекторий по разработке игр в Калининграде, на базе БФУ им. Канта. Так появилась группа в соцсетях «Нарраторика», чтобы оповещать о новостях, сборах и выкладывать материалы по теме. За два года группа сильно развилась, на момент открытия курсов в ней было, кажется, уже две тысячи человек ― притом без всякой рекламы.
Нарраторика ― это просто красивое производное от слова «Нарратив», которое вызывает в индустрии постоянные споры. Уж больно сложное оказалось понятие. Мне всегда была интересна не столько драматургия, сколько нарративный дизайн. Мне хотелось развивать именно это направление. Тогда по нему вообще не было почти никаких материалов на русском и довольно мало на английском. Поэтому я сделала акцент именно на «нарративе».
Чему учат «Нарраторике» и как устроено обучение?
У нас есть два базовых курса ― «Основы драматургии игр» и «Основы нарративного дизайна», пара записанных мастер-классов «Конфликтология для сценаристов игр» и «Религиоведение для сценаристов игр». Регулярно проходят курсы на английском Narrative Design 101 и Game Writing in English. У нас бывают разные короткие и экспериментальные курсы, но основная программа остается неизменной.
Школа находится онлайн, по адресу narratorika.com. Соответствующие группы есть во всех соцсетях. Обучение проходит онлайн, на площадке GetCourse. Автоматически открываются уроки, раз в неделю вебинары с ответами на вопросы, домашние задания и письменная индивидуальная обратная связь на них. На каждом курсе студенты делают игру, иногда не одну, на разных движках, разных жанров. Все построено просто, так что даже человек без опыта разработки и навыков программирования может справиться.
Вы все лекции ведете сами или приглашаете кого-то со стороны?
В Нарраторике помимо меня еще три преподавателя. Татьяна Мичурина, моя бывшая студентка и ныне геймдизайнер студии Octobox, ведет «Основы нарративного дизайна». Коллега Евгений Пузанков ведет все курсы на английском. Это сейчас важный навык, сильно повышающий шансы при трудоустройстве. Конфликтолог Ася Михеева провела серию мастер-классов по своей специальности, которые мы теперь преподаем в записи.
Я веду «Основы драматургии видеоигр» и все остальные курсы, которые разрабатываю и тестирую сама. Сейчас в подготовке к запуску отдельный курс по внутриигровым текстам.
А кто ваши ученики? Им обязательно уже иметь опыт в игровой индустрии или сценаристике?
Мои ученики ― это люди, которым интересны профессии игрового сценариста и нарративного дизайнера. Бывает, что у них вообще нет опыта в разработке игр. Приходят с самым разным бэкграундом (бухгалтеры, архитекторы, продавцы…). Встречаются писатели и сценаристы кино - эти идут за переориентацией, нюансами. Приходят геймдизайнеры, художники и программисты, которые уже работают в геймдеве, чтобы освоить дополнительные навыки.
Чаще всего это взрослые люди от 21 года, многие уже имеют первую профессию. Заставлять их учиться не надо, очень замотивированная публика.
О пандемии и игровой индустрии
Вы часто пишете, что у «Нарраторики» нет конкурентов и это плохо. Почему?
Потому что спрос невысок. Вакансий не так много, их количество растет очень медленно. По сравнению с геймдизайном, курсы по которому продолжают появляться, потому что многие хотят в профессию, профессии сценариста игр и нардиза остаются нишевыми.
У меня есть одни конкуренты онлайн, но что-то я давно о них ничего не слышала. Плохой знак. Есть еще преподаватели, которые ведут ту же дисциплину оффлайн. Но оффлайн с онлайном не конкуренты. Слишком разные среды обучения.
Как пандемия повлияла на «Нарраторику»? Знаю, что у вас должен был запускаться оффлайн-курс, его теперь не будет?
Да, отменился оффлайн-курс, запланированный на май. Просели продажи. Один из двух онлайн-курсов придется отменить ― не набрали группу. Второй запустится, но группа в два раза меньше, чем обычно. Пока не знаю, будет ли спрос на новые запланированные курсы.
В каком состоянии геймдев в России сейчас? Пандемия и все ее последствия сильно на него повлияли?
Ничего не могу сказать. Вижу новости, что наши и СНГ студии выделяют деньги на борьбу с вирусом. У нас исторически нет крупной консольной разработки, поэтому у нас нет волны отложенных релизов. Основной рынок в России ― мобильный, а там все более-менее хорошо. Для крупных игроков. Каково средним и маленьким студиям, не знаю. Скорее всего будет волна закрытий и увольнений. И обратная волна ― найма и выстреливших проектов. Кто-то попадет в тренд, кто-то потонет. Все как обычно, но на фоне экономического кризиса это просто будет ярче и больнее.
А какая ситуация в мире? Кажется, что карантин должен быть на руку игровым студиям, ведь люди больше сидят дома и хотят как-то развлекаться.
Пока сложно судить. Где-то откладываются релизы, студии уходят на карантин. Наверняка будет много закрытых студий и отмененных проектов, на которые не хватило денег. При этом мобильные игры, наоборот, переживают взлет. Люди сидят дома, играют в Candy Crush Saga и Gardenscapes. Как обычно, кто-то умрет, а кто-то расцветет на обломках.
Буквально вот только что Steam порадовали аналитикой, что игры в этом магазине среднем стали больше зарабатывать и чаще выстреливать, находить свою аудиторию. Это вселяет надежду.
Многие люди сейчас остались без работы. Если они пройдут курсы «Нарраторики», они смогу сразу устроиться в геймдев?
Нет. В моей профессии трудоустройство ― процесс долгий, успех не гарантирован. При маленьком спросе конкурс очень велик, высокая конкуренция. Поэтому я не могу сказать, мол, покупайте мои курсы ― найдете работу на удаленке в новом мире и будет вам счастье. Это так не работает.
Успеха достигают те ученики, кто настроен серьезно и готов пахать. Кто на старте берется за любую работу, лишь бы уцепиться. Иногда даже начинают с бесплатных проектов, что в целом нормально, я тоже делала бесплатную работу до моего первого официального трудоустройства ― чтобы набрать опыт.
Но быстрых результатов тут ждать не нужно. Повторю, конкуренция очень высокая. Сюда должны идти только фанаты своего дела, готовые к любым трудностям. К бесчисленным правкам, к гибели лучших идей, к бесконечной генерации контента, к самому жесткому и невежливому фидбеку. К тому, что придется писать сто названий для одинаковых иконок, квесты про розовых пони и тортики или сопливые мелодрамы про вампиров. Это не романтичная профессия, как бы там ни звучало ее название. Вход в нее труден, будни тяжелы, вечная слава ждет единиц, богатство и признание при жизни и того меньше. Это работа для упоротых.
О бизнесе
Вообще своя онлайн-школа ― это выгодно?
Ну, как вам сказать. Это средняя зарплата по индустрии и куча геморроя с налоговой. Был период, когда я зарабатывала больше, чем могла бы заработать сценаристом. Сейчас уже это не так. Даже несмотря на то, что средний чек за мои курсы вырос, инфляция, бессердечная стерва, тут как тут.
Какой бюджет понадобился на открытие?
Аккаунт на Геткурсе, на Тильде, домен, регистрация ИП, фирменный стиль у дизайнера… Думаю, на все про все тысяч 30 или меньше. Но я открыла школу благодаря коучингу у Александра Молчанова, тогда он стоил 150 000 рублей. Впрочем, я отбила вложения с первой же продажи. Это того стоило, и это обучение было не хуже бизнес-школы (а может и получше, потому что результаты были быстрые и налицо). Без Александра и его менторства я бы сама не справилась.
С какими трудностями вы столкнулись? Все ли получилось так, как вы планировали?
Самая большая трудность была в реакции индустрии. Почти сразу после старта первого курса случился скандал на DTF, самом крупном новостном ресурсе про разработку игр. После него прошел ряд возвратов. Ущерб репутации. Это было очень неприятно и неожиданно (хотя Александр меня как раз предупреждал, что так и будет).
Еще было весело с налоговой. Мне как-то блокировали счет даже. Три года воевала с бухгалтерией, пока не научилась считать ее сама. 2018 закрыла без пеней. Горжусь собой.
Бывали тяжелые времена, когда вы думали что все, конец?
Ой, да. Регулярно бывают. Потом отпускает. Мои сотрудники знают, что я паникую перед каждой продажей курсов. И всегда морально готова, что у меня ничего не продастся, придется закрыть бизнес и искать другую работу. Думаю, для предпринимателя это нормально.
Государство пытается поддерживать малый бизнес, эти меры помогают? Вы ощущаете какую-то поддержку?
Нет, мне никто ничем не помогает. Я не подпадаю под отсрочку налогов, мой бизнес не в списке пострадавших от коронавируса.
Какие вы видите дальнейшие перспективы развития «Нарраторики»?
Будущее покажет. Надеюсь, мы однажды придем в академ, станем госучреждением и будем выдавать дипломы гособразца, писать академические учебники и программы. Мне лично интереснее идти в науку и подкреплять практику фундаментальной теорией.
Также мы хотим сделать свой ивент или конференцию. У нас уже есть подкаст, но его не хватает. Также у нас нет своего продакшна видео для ютуба, и это тоже хотелось бы заиметь.
А еще выйти на международный уровень, у нас уже есть международные курсы и есть первые ученики из-за рубежа.
Идей и путей развития у нас очень много, хватило бы сил и времени, чтобы их реализовать!
И на прощание:
Посоветуйте нашим читателям несколько игр с отличным нарративным дизайном и сюжетом. Например, ваш личный топ-5.
- Journey ― лучшая история, рассказанная без слов.
-
Portal 1-2 ― лучший антагонист и рассказ через геймплей.
-
What Remains of Edith Finch ― лучший сплав гейплея и истории, лучший нарративный дизайн.
-
Stanley Parable ― лучшее осмысление языка видеоигр.
-
To the Moon ― лучший сюжет.