Дети

Ребенок часто болеет в садике
10409
01.10.2024 16:56:00
Развивашки и кружки: нужны или нет?
9038
18.09.2024 17:00:00
Как пережить развод? Реальные истории одиноких мамочек
10009
06.09.2024 17:03:00
Адаптация к школе. Советы от Вики Дмитриевой
8838
02.09.2024 17:05:00
Детская ревность: что с ней делать?
18709
24.04.2024 17:05:00
Как лечить простуду у ребенка?
12294
18.03.2024 17:22:00
Больно ли рожать?
8779
11.03.2024 17:14:00
Доула: для чего она нужна в родах?
12481
06.03.2024 17:03:00
Подготовка к беременности
6688
10.02.2024 17:30:00
Делаем с детьми дом мечты
11310
05.02.2024 17:30:00
Ребенок не хочет учиться
34697
29.01.2024 17:00:00
Как поднять самооценку ребенку?
20936
19.01.2024 17:00:00
Рисуем с детьми акварельного мишку
10380
03.01.2024 16:00:00
6 способов избавиться от материнских страхов
8433
24.07.2023 16:48:00
Чем заняться с детьми? Мастерим яблочки в банке!
9837
17.07.2023 17:00:45
Интервью Кристины из реалити «Беременна в 16»: может ли быть материнство осознанным в 17?
19434
12.07.2023 17:00:01

Адаптация к школе. Советы от Вики Дмитриевой

8838
02.09.2024

Психолог и мама троих детей Вика Дмитриева расскажет, как помочь ребенку в адаптации к школе, учитывая особенности его характера и психики.

Эффективнее всего - понять, какой у вашего ребенка темперамент, и адаптировать детей согласно их особенностям. Ниже Вика описывает 4 психотипа. Конечно, «чистые» психотипы встречаются редко, обычно, это смесь нескольких, но один очевидно доминирует.

Холерик – «электровеник».

Активные, импульсивные, эмоциональные, с ярко-выраженной истеричностью и агрессивностью.

Часто по своему типу – жаворонки, они встают рано, быстро и резко.

Такие дети очень громко говорят, еще больше кричат и перебивают. Любители конфликтов, создают их на пустом месте.

Невозможно заставить их сделать что-то против их воли – только договариваться.

Подвижные игры, спорт, спортивные танцы, велосипед – это их активности. Но не нужно перегружать!!

Чем больше холерик устает физически, тем больше истощается его нервная система, и тем хуже он себя ведет. Поэтому история про то, что «у него куча энергии, загружу-ка я его по полной» - здесь не подходит. У них должен быть очень сбалансированный режим дня.

Их нужно учить концентрировать своё внимание, а потом плавно переключать его с одной деятельности на другую, например, на прогулке собирать 10 желтых листей, потом 5 красных.

С такими детишками необходимо избегать строгую критику, крик и физические наказания.

Следить, чтобы доводил начатое до конца – для этого создавайте ему позитивную мотивацию: «как только соберешь игрушки, мы с тобой будем…» Обязательно выполните свое обещание!

Их часто путают с гиперактивными детьми. Холерик, когда чем-то увлечен, просто отключается от внешнего мира, его очень сложно «выдернуть» из этой деятельности, у него это вызывает протест. А гиперактивных детей очень легко переключать с одной деятельности на другую, они сами отвлекаются, им сложно удерживать внимание.

Никаких активных игр и гаджетов перед сном.

Сангвиник – «обаяшка»

Ребенок-солнышко, очаровательный, активный, отзывчивый, любознательный, первый прибежит на помощь, поделится своей игрушкой – ну просто чудо, а не ребенок. Но есть один минус, вернее, особенность – дезорганизованность. Вместо того, чтобы начать делать уроки, он начинает рисовать, вместо того, чтобы читать – он отвлекается на бабочку в окошке. Поэтому таких детей важно приучать к режиму и распорядку с самого начала, с самого детства. Еще одна их особенность – излишняя доверчивость к миру, поэтому такие дети часто сталкиваются с разочарованием, нужно быть к этому готовыми, особенно в школьное время. Плюс с такими детьми важно прокачивать навыки безопасности. Что их особенно отличает от холериков? Сангвиники не хотят вступать в конфликты. Поэтому таким детям очень важно, чтобы учитель был позитивным, они очень тяжело реагируют на агрессию, на грубые упреки, они прям выпадают из этой реальности, они могут начать болеть.

Главное, не погасить позитивное восприятие жизни своей авторитарной жесткостью ни дома ни в школе – тогда у сангвиников все будет хорошо!

Флегматик – «копуша»

Это дети, которые медленно все делают, медленно говорят, медленно думают, медленно едят, медленно одеваются…Те, кто не знает особенности нервной системы таких детей, считают их ленивыми или вообще бесчувственными. Но это совершенно не так – этим детям нужно просто больше времени, чтобы переключиться. Эти дети кажутся упрямыми, если они для себя что-то решили, то им требуется время, чтобы изменить свою точку зрения. Поэтому если вы хотите своего флегматика в чем-то переубедить, приведите веский аргумент и !важно! дайте ему время на обдумывание ответа или принятие решения. Если вы хотите повести его спать, то лучше за полчаса ему сказать, что через полчаса вы поведете его ко сну, а не в моменте. Важно принять, что такой ребенок не будет первым в скорочтении, в решении задач на время, но не потому что у него уровень интеллекта ниже - это его индивидуальная особенность, это нормально. При этом его плюс, что он воспринимает материал осмысленно, а не «хватает по верхам», как это делают предыдущие 2 типа. Такой малыш не может учиться в условиях цейтнота, его нельзя подгонять, он в этот момент начнет «тормозить» еще больше. Просто научите его правильно организовывать свое время. Утром перед школой будите его сильно заранее, ему очень тяжело раскачаться.

При этом такие детки очень вдумчивые и рассудительные, и это их большой плюс!

Меланхолик – «Пьеро»

Это люди с самой слабой и самой быстро истощаемой нервной системой. Очень ранимые, очень застенчивые, могут быть неуверенными в себе, утомляемые, тревожные, у них страх любых перемен, мнительность, и в каком-то смысле даже пессимистичность. Таким людям важно, чтобы всё было понятно, знакомо, поэтому если у вас такой ребенок, то лучше, чтобы он в школу попал до 1ого сентября, познакомился со своим будущим учителем.

Такому ребенку жизненно необходим тактильный контакт, похвала, а вот любое грубое слово они очень тяжело воспринимают, в их случае это реально может привести к психологическим травмам и комплексам в будущем. Поэтому тоже внимание на учителя и на то, как вы общаетесь с ребенком дома. Такие дети очень быстро переутомляются, не стоит их перегружать, и когда они делают уроки, обязательно делайте с ними паузы, тогда ребенок сможет восстановиться. Также помните, что эти дети очень чувствительны ко всяким страшным историям, каким-то фильмам ужасов, поэтому, когда вы утром собираетесь в школу – не включайте телевизор! Услышит какую-то неприятную историю – не сможет нормально учиться, целый день будет об этом думать.

Помните, что таким детям противопоказаны любые сюрпризы, даже те, которые вы считаете приятными – например, утром вы его будите в школу и говорите «сюрприз! Сегодня в школу не пойдешь, ты останешься со мной, поедем к бабушке» - это для него тоже будет стрессом. Потому что у него есть план в голове, ему так спокойно и нарушать этот план не стоит, особенно в период адаптации, когда он только привыкает к этому плану.

Темперамент изменить нельзя, но всегда можно найти подход.

Что делать в процессе адаптации?

Обязательно выстроите режим сна

Один час недосыпа ведет к снижению успеваемости чуть ли не в полтора раза. Школьнику 7-8 лет нужно около 10, а то и 11 часов сна. Поэтому если вашему ребенку в 7 утра вставать в школу, то уже спать (именно уже спать, а не идти готовить ко сну!) ему нужно в 10 вечера. Это самое позднее.

Первое время забирайте ребенка сразу после уроков

Первые 2-3 недели пусть ребенок сразу идет домой, не водите его ни на какие кружки и секции, не оставляйте на продленку.

Когда режим стабилизируется, можно взять ватман, на котором ребенок с вашей помощью нарисует план дня и повесить его в детской комнате на видном месте. Рядом вешаются обязательно часы – так ребенок сам с удовольствием будет отслеживать соблюдение собственного распорядка дня. В этот план обязательно нужно включить физическую активность – минимум 1 час, дети очень устают от статичной нагрузки в школе. И еще 1 час добавить пассивный отдых – это не компьютер, не гаджет и не телевизор – это что-то типа: позвонить бабушке, полежать-потупить, повозить палочкой в луже.

И помните - на момент адаптации к школе нужно сместить фокус с учебы на ваши отношения с ребенком.

Подумайте, что вам важнее – пятерки или психологическое здоровье ребенка?